… на четвереньках, рычать, лаять, кусаться, лакать воду, и их очень сложно потом переучивать и адаптировать в общество. Это говорит о том, что воспитание и образование подрастающего поколения должны находиться под контролем общества и государства. Брошенные и педагогически запущенные дети зачастую не могут найти себя во взрослой жизни, особенно в наше высокотехнологическое время.

Сейчас много пишут о том, что время сжимается и научно-технический прогресс ускоряется. Это происходит оттого, что сформировалась система образования, которой не было у людей древности, и есть практически неограниченные возможности обмениваться информацией. В далекие доисторические времена дело обстояло по-иному. Первобытные люди тысячелетиями накапливали знания о внешнем мире и не торопились делиться ими с чужаками – знания были тайной и оберегались как главная ценность. В древних цивилизациях они были доступны небольшой части привилегированной верхушки. К счастью, времена, когда знания для большинства людей были недоступны, миновали. Однако возможность получать образование и обмениваться информацией не сможет обеспечить развитие человечества, если не будет поступления новых знаний. Поэтому мы и теперь учимся у животных и не устаем удивляться их необычным способностям. К тому же оказалось, что Природа – лучший изобретатель, и чтобы двигать технический прогресс к новым горизонтам, необходимо пристально изучать мир животных. И очень важно сберечь этот мир для будущих поколений.

 

 

 

 

 

  1. 2.     Человек разумный – человек программируемый

 

Есть такие расхожие выражения «Думать иногда – полезно» и «Много думать – вредно для здоровья». Чаще всего они воспринимаются как шутка, но из них получается целая теория, согласно которой думать желательно только в крайнем случае, чтобы не навредить своему здоровью. Чем же нам может повредить процесс мышления?

Ученые подсчитали: «Мозг человека составляет 1/50 массы тела, а потребляет 1/10 всей энергии – в 5 раз больше, чем любой другой орган»[7]. Но это когда человек находится в спокойном состоянии. В активном состоянии затраты на мозг увеличиваются еще более чем в два раза. В общей сложности на обслуживание нервной системы при полной загрузке приходится 25 – 30% энергии всего организма. Неудивительно, что в нашем сознании сложился образ интеллектуала, как физически слабо развитого очкарика. Мускулистые, крепкие молодцы, наоборот, не воспринимаются как очень умные. В народе по этому поводу говорят: «Сила есть – ума не надо». Это, конечно, крайности. Большинство людей выглядят вполне гармонично, и обладают развитым интеллектом. Как же природа распределяет ресурсы в организме, чтобы и тело было крепким, и мозг функционировал нормально?

Как бы мы ни гордились необыкновенными умственными способностями человека, надо признать, что ум – это комплекс программ различного происхождения. С одними программами люди рождаются, другие формируются в процессе обучения и воспитания. Программы, определяющие стратегию выживания, у людей, как и у животных, врожденные. А вот эффективную тактику выживания обеспечивают программы, сформированные в течение жизни, составляющие жизненный опыт человека. Благодаря программам мозг экономит ресурсы организма и обеспечивает адаптацию индивида к среде обитания.

Уместно будет напомнить, что о стратегии выживания мужской части человечества подробно рассказывалось в эссе «Иерархия – понятие мужского пола». Основное внимание в нем было уделено двум особенностям стратегической программы выживания мужчин: коллективизму и иерархичности. Стратегия выживания – это генетическая программа поведения, свойственная всем представителям одного пола, и она не зависит от воспитания и образования. Тактика выживания каждого человека определяется условиями жизни, воспитанием и образованием.

Ребенок рождается без знаний и практических навыков, необходимых для самостоятельного существования. Все, чему он учится, сохраняется в головном мозге в виде программ, и некоторые из них исправно служат человеку всю его жизнь. Так, обучая малыша ходить, родители или воспитатели на самом деле добиваются, чтобы в его мозге сформировалась соответствующая программа, без которой человеческое существо не может стать человеком. Бывают случаи, когда ребенок сопротивляется попыткам родителей научить его ходить, так как умеет хорошо ползать. Так мозг экономит ресурсы: если уже есть программа для передвижения, зачем тратиться еще на одну, когда необходимо запомнить множество звуков, запахов, образов и другой не менее ценной информации из окружающего мира. Именно поэтому дети, не умеющие проворно ползать, начинают ходить раньше своих ползающих сверстников.

Наше сознание – хранилище сформированных в течение жизни разнообразных программ (врожденные поведенческие программы, отвечающие за стратегию выживания, находятся в подсознании). Одними приобретенными программами мы пользуемся ежедневно, другими – лишь изредка. Повседневные дела мы часто делаем автоматически, когда же приходится браться за новое или забытое старое, то сначала осознанно, то есть мысленно, намечаем (или вспоминаем) план работы, а затем приступаем к выполнению. Часто реализация программы не требуют контроля, осознания, связанного с процессом мышления, поэтому в повседневной деятельности человека задействовано несколько программ. Тут, конечно, вспоминается Юлий Цезарь, который поражал современников своим умением читать, писать и беседовать с посетителями одновременно. Работа по нескольким программам – дело обычное для человеческого сознания. Простой пример: по улице идут двое оживленно беседующих людей. Во-первых, они идут, во-вторых, контролируют маршрут и, в-третьих, разговаривают. Первые две программы выполняются автоматически, осознанно ведется только разговор, мыслительный процесс переключен полностью на обсуждаемую тему.

Программы экономят не только энергетические ресурсы организма, но и время, в результате человек успевает многое сделать за свою жизнь. Совмещать, как говорят, «полезное с приятным» возможно лишь благодаря способности сознания работать по двум и более программам одновременно.

Сознание не только хранит весь багаж знаний, но и помогает людям находить оптимальные решения сложных проблем без очень затратного мыслительного процесса, посылая готовый результат в осознание в виде озарения. «Первая мысль от бога» − так говорят, потому что посланная сознанием мысль (возникшая спонтанно) часто бывает правильной, а после некоторого обдумывания человек иногда принимает ошибочные решения. Люди давно оценили это качество человеческого ума, поэтому откладывают решение сложных вопросов, которые не удалось решить в течение дня, на утро: «Утро вечера мудренее». Во время сна мозг продолжает работать, поэтому к утру в сознании формируются ответы на вопросы, над которыми бьется человек.

Часто мыслительный процесс мешает осознанию готовой идеи. Известно, что некоторые исторические деятели во время напряженной умственной работы ходили из угла в угол кабинета. Скорее всего, ходьба на какие-то мгновения отключает мыслительный процесс и в это время приходит озарение – «в голову приходят интересные идеи». Считается, что женщины лучше думают «вслух», то есть когда проговаривают свои мысли, поэтому им так необходимы подруги для обсуждения проблем. По всей видимости, ходьба и речь отвлекают от мыслительного процесса, чтобы сознание могло включить в него результаты своей работы. Мужчины предпочитают ходить, когда напряженно о чем-то размышляют, а женщины – говорить.

Чем больше теоретических и практических знаний накоплено в сознании, тем проще и быстрее человек находит выход в непредвиденных ситуациях. Мы сами не знаем, сколько программ хранит наше сознание и каким образом происходит переключение с одной программы на другую. Часто бывает так, что человек попадает в какую-либо экстремальную ситуацию и выходит из нее целым и невредимым, но не помнит, что с ним происходило в это время. О людях, которые остаются в живых, когда другие погибают, говорят, что они «родились в рубашке». Защитной «рубашкой» людей может быть только их сознание, которое в опасных для жизни ситуациях берет на себя управление, блокируя процесс мышления и оперативную память, сокращая время между принятием решения и поступком. Человек действует автоматически по тем программам, которые есть у него в сознании. Все, что мы делаем автоматически, не откладывается в памяти. Наверное, многим знакомо чувство беспокойства, когда уйдя из дому, не можешь вспомнить, выключил утюг или нет.

Так как мозг не прекращает функционировать во время сна, то и сознание никогда не дремлет. Более того, во время сна у некоторых людей происходит запуск программ, и они, не просыпаясь, могут ходить по дому, выходить на улицу, ездить на автомобиле и совершать другие действия. Это явление известно как лунатизм (сомнамбулизм, снохождение). Сомнамбулы никогда не помнят, что делают во время ночных прогулок, потому что действуют автоматически по готовым программам.

Конечно, здорово, что сознание хранит все полезные навыки в виде программ, благодаря чему человек легко приспосабливается к изменчивой жизни, но есть и обратная сторона медали – мы полностью зависим от сознания и не всегда этому рады. Педагоги говорят, что учить легче, чем переучивать. Сформировавшиеся программы иногда мешают индивиду стать полноценным членом общества, если они связаны с негативным жизненным опытом, полученным в раннем возрасте. От человека нельзя ожидать поведения, которому его не обучили и которое не входит в состав генетических поведенческих программ. В рассказе Р. Киплинга Маугли, выросший в джунглях среди животных, стал прекрасным юношей и, встретив девушку, ушел жить к людям. Но на практике оказалось, что дети, прожившие несколько лет среди животных, не могут стать полноценными членами общества. Благодаря способности людей перенимать навыки у представителей других видов, у них сформировались программы животных, и они идентифицируют себя с животными. Люди для них чужие, они тянутся к животным.

Полноценного человека могут воспитать лишь полноценные люди. Все недостатки воспитателей накладывают отпечаток на воспитанников. Очень сложно человеку выходить из-под влияния ложных убеждений, навязанных ему в раннем возрасте, что часто просто мешает правильно ориентироваться в жизни. Воспитать сознательного человека – значит сформировать в его сознании полезные для него самого и общества программы.

Правда, самое лучшее воспитание и образование не могут противостоять природе человека, его врожденным программам поведения. Во многих древних учениях и религиях говорится, что душа человека – поле битвы демонов и ангелов, добра и зла, то есть противоположных начал. Эта беспокойная душа и есть сознание, в котором соединяются врожденные и приобретенные программы поведения, после чего наступает момент истины – человек начинает проявлять свою индивидуальность в поступках. Нередко наблюдаются совсем не те поступки, которым учили воспитатели, будь-то родители или педагоги. Природа берет свое, генетические программы работают на опережение, поэтому поступки могут и не соответствовать воспитанию.

Например, может показаться странным, что такая умная и воспитанная девушка, как Наташа Ростова, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», решила бежать из дому с малознакомым молодым человеком. В литературе XIX века, как отечественной, так и западной, часто используется сюжет, где девушки убегают из дома со своими возлюбленными. У А.С.Пушкина есть небольшая повесть «Метель» с подобным сюжетом. Главная героиня Марья Гавриловна «была воспитана на французских романах», и ее поступок можно было бы объяснить их влиянием. Но в действительности дело вовсе не в литературе (Наташа Ростова воспитывалась не на французских романах), а в том эволюционном пути, который прошел женский пол при формировании современного человечества. Сюжеты приходят в литературу из реальной жизни, в которой девушкам свойственно уходить из дома и даже тайно, если есть препятствия в виде воли родителей. Таких поступки, не всегда обдуманные, продиктованы не взбалмошным характером девушек, а теми генетическими программами поведения, которые достались им от прародительниц.

Половое созревание человека – очень сложный период в его жизни, потому что в это время начинают работать многие генетические программы, необходимые для взрослых людей, в том числе и те, что отвечают за стратегию выживания. Часто они влияют на поступки юношей и девушек сильнее, чем усвоенные знания. В молодом возрасте поступками людей больше управляют инстинкты, а мудрость и рассудительность свойственны людям старшего возраста, когда инстинкты ослабевают. Но в любом возрасте для человека одинаково важны и те программы, которые сформировались в сознании, и те, что существуют в подсознании.

Сознание индивидуально, так как в нем закодирован жизненный опыт отдельного человека, который отличается от жизненного опыта любого другого индивида. Подсознание стандартно, потому что содержит генетические программы поведения, отвечающие за стратегию выживания. Стратегические программы выживания идентичны у представителей одного пола, благодаря чему пол – это не просто совокупность отдельных индивидов, а социальная система. Формирование социальных систем, в том числе и половых, находится в ведении Природы, человеку не дано управлять этим процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 3.     Биосоциальная революция

в эпоху первобытнообщинного строя

Общество как система состоит из двух подсистем, которые можно условно назвать «мир мужчин» и «мир женщин». Деление общества на две подсистемы по половому признаку обусловлено тем, что для мужского и женского миров характерны разные принципы самоорганизации. Социологи давно заметили, что женщины не вписываются в социальную структуру мужского мира. Об этом, в частности, свидетельствует замечание С.И. Солнцева в книге «Общественные классы» в разделе, где анализируются основные положения доклада Артура Боэра в Парижском социологическом обществе в 1903 году. Согласно Боэру, общество делится на 14 классов, «причем женщины в эту классификацию не входят». Далее Солнцев пишет, что «ввиду специальной роли женщины, которую выполняет последняя в обществе и выполняла в течение всей исторической жизни человечества, Боэр не прочь отвести особый, 15 класс для женщин»[8].

Столь странное отношение социологов к женскому полу в начале прошлого века не случайно. Ученые, среди которых в те времена женщины встречались редко, изучали лишь часть социальной системы – подсистему мужского пола. Исторически так сложилось, что сильной половине современного человечества принадлежит ведущая роль в общественной жизни, поэтому и социальная подсистема с иерархической структурой мужского пола была (и остается) в центре внимания исследователей. В «Современном словаре по общественным наукам» социальная структура определена, как «иерархически упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, сообществ, организаций, институтов, объединенных стойкими связями и отношениями»[9]. Социальная подсистема женской части общества, у которой совсем иная структура, осталась незамеченной, ее как бы нет. Стоит ли удивляться, что социологам в начале прошлого века пришлось придумать отдельный класс для женщин. Позднее борьба за равенство прав вообще сняла с повестки дня этот вопрос, но проблемы в отношениях между полами остались.

Разные принципы самоорганизации полов обуславливают половые стратегии выживания. Для стратегии выживания мужчин характерны коллективизм и подчинение законам иерархии, поэтому в обществе «поставщиком» иерархий разного уровня является мужской пол. Иерархически организованные сообщества мужчин объединяются вокруг одного центра, то есть структура мужской социальной системы моноцентрическая.

Мир женщин, как и подобает миру противоположного пола, устроен принципиально по-иному: женская социальная структура сетевая, полицентрическая. В системе современного общества социальная подсистема женского пола, организованная по сетевому принципу, встроена в мужскую социальную подсистему с иерархической структурой. Между двумя подсистемами с полярными структурами существуют не только противоречия, но и устойчивая взаимосвязь, благодаря чему обеспечивается жизнеспособность общества.

Но мир мужской и мир женский не всегда были такими, какими мы имеем возможность наблюдать их сегодня. На заре существования вида Homo sapiens социальное устройство в сообществах людей было матриархальным. В это время постоянные группы формировались из женщин-родственниц (мать, ее дочери и дочери дочерей), они были хозяйками территории и управляли всей общиной. Взрослые мужчины были чужаками, приходившими из других общин. Подросшие мальчики покидали свою общину. Сначала они присоединялись к холостяцким группам, затем, достигнув зрелости, начинали поиски общины, которая позволила бы им стать ее членами. Покидая своих родственников и переходя в чужие общины, мужчины осуществляли обмен генетической и внегенетической (знания и практические навыки) информацией в популяции людей.

В женских семейных группах, состоящих из нескольких поколений родственниц, формировалась иерархия, где близкие родственные связи имели решающее значение. Присоединившиеся мужчины-чужаки, стремясь к доминированию в мужской группе, создавали свою иерархическую систему. Таким образом, в эпоху матриархата социальная система в общинах состояла из двух подсистем с иерархической структурой. Надо полагать, что женщины-родственницы были сплоченными и мужчины на их территории не могли чувствовать себя хозяевами положения. К тому же во времена, когда пищу добывали собирательством и охотой на небольших животных, мужчины не создавали своих постоянных сообществ. Они могли свободно оставлять одну общину и присоединяться к другой, так как на начальном этапе существования нашего вида коллективное начало в мужской стратегии выживания не было сильно выражено.

Итак, до освоения охоты на крупных животных, повлиявшей на пищевую стратегию людей, в первобытных общинах сохранялась социальная система, где женщины играли ведущую роль. Но матриархат для Homo sapiens по большому счету был пережитком далекого прошлого. Такой уклад жизни сложился у предкового вида, от которого произошел Человек разумный. Тот факт, что матриархальный уклад существовал в общинах сапиенсов долгое время, свидетельствует о его эффективности и о том, что женщины древности существенно повлияли на эволюцию, подготовив почву для появления современного человечества.

В частности, революционным прорывом в развитии предков современных людей стало появление в женской социальной системе института бабушек. Женский пол ограничил свой детородный возраст, конечно, не от хорошей жизни. У предшественников современных людей мозг увеличился, голова плода стала намного больше, что привело к усложнению родов. Женщины подметили, что в зрелом возрасте рожать детей труднее, чем в молодые годы. Репродуктивная функция у современных женщин не сохраняется до определенного возраста.

Старшие женщины брали под свою опеку малышей, которые уже не нуждались в кормлении материнским молоком, поэтому их дочери могли рожать больше детей в молодом возрасте. Институт бабушек позволил нашим предшественницам на эволюционной лестнице и сохранить рождаемость, и увеличить продолжительность своей жизни. В то же время дожившие до зрелых лет женщины имели возможность не только накопить личный жизненный опыт, но и объединить свои индивидуальные знания в систему знаний, которые передавались молодым поколениям. Благодаря институту бабушек в общинах сформировалась сложная культура, повысившая интеллектуальный уровень Homo sapiens.

Постоянное накопление знаний способствовало развитию военных технологий. Мужчины научились изготавливать очень эффективные орудия как для охоты на крупных и опасных животных, так и для войны. Став охотниками, мужчины завоевали право на ведущую роль в социальной жизни, то есть разрушили матриархат и создали патриархальный уклад жизни в общинах.

Переход от матриархата к патриархату ознаменовал, прежде всего, радикальные изменения в социальной системе женского пола. У первобытных людей появилось табу на кровосмешение, а это значит, что взрослые братья и сестры не могли оставаться в одной общине. Поэтому до появления постоянных охотничьих сообществ мальчики, получив определенную подготовку для самостоятельной жизни, покидали родительскую общину. Существование на одной территории двух постоянных групп – родственниц-женщин и родственников-мужчин – привело бы к кровосмешению, поэтому и случилась социальная революция, лишившая женщин возможности объединяться в семейные группы.

Подготовка к революционным изменениям социальной системы Homo sapiens шла в холостяцких группах, где в кругу сверстников проходило возмужание юношей. Несомненно, большую часть времени холостяцкие сообщества тратили на охоту и на охотничьи ритуалы, которые способствовали обмену информацией и взаимному обучению. Их жизнь была насыщенной и интересной – к этому времени у людей сформировалась сложная культура. В холостяцких группах мужчины овладевали большим количеством знаний, и их интеллектуальный уровень на определенном этапе развития вида оказался выше, чем у женщин. Это давало мужчинам преимущество в освоении новых технологий, а новые технологии изменили их пищевые предпочтения: они стали больше питаться мясом. Постепенно холостяцкие группы из временных пристанищ для юношей превращались в постоянные охотничьи коллективы, что способствовало переходу человечества к особому укладу жизни, получившему в науке название первобытного коммунизма.

Охота как основной источник пропитания сильно повлияла на отношения как между мужчинами, так и между полами, что привело к радикальным изменениям в образе жизни людей. Молодые мужчины считали, что женщины обходятся с ними несправедливо, изгоняя из родных мест, и мирились с таким положением, пока не почувствовали в себе силу, способную изменить существующий порядок. Можно сказать, началась первая революция в истории рода человеческого, перешедшая в гражданскую войну, точнее, вытеснение матриархальных общин с богатых дичью земель. Мужчины-охотники, объединенные в постоянные коллективы, на контролируемых территориях установили новые законы: уходить от матерей и покидать родительскую общину стали девушки, достигшие определенного возраста, а мальчики пополняли ряды в коллективах охотников.

До начала эпохи первобытного коммунизма женщины объединялись лишь со своими ближайшими родственницами. Революционные изменения в жизни людей, связанные с появлением патриархальных общин, привели к тому, что связь матерей и дочерей обрывалась, как только девушки, достигшие половой зрелости, уходили в другую общину. Так как в матриархальную эпоху в женской стратегии выживания сформировалась установка на противостояние с женщинами не родственницами, в условиях первобытного коммунизма женщины оказались разобщенными.

Таким образом, во времена первобытного коммунизма объединенные мужчины и разобщенные женщины представляли собой два лагеря с полярными социальными структурами: иерархической и сетевой. Произошло преобразование социальной системы – две иерархические социальные подсистемы сменились иерархической и сетевой.

Родственным связям в общинах первобытного коммунизма не придавали значения, так как изначально коллективы охотников сформировались из мужчин, не состоящих в кровном родстве. Основой для объединения мужчин стала совместная охота (общее дело). Контролируемая территория считалась общей собственностью коллектива охотников. Женщины, проживающие на общинной земле, принадлежали также всем мужчинам общины. Общая территория и общие женщины способствовали укреплению коллективизма в охотничьих общинах, так что название «первобытный коммунизм» для этой эпохи очень подходит. В новых условиях, где правила общежития устанавливали мужчины-охотники, женщины стали играть роль распространителей генетической информации внутри вида.

Именно в эпоху первобытного коммунизма сформировался наиболее распространенный в наше время тип людей, поэтому, чтобы понять, почему мы такие, какие есть, нам необходимо представить, пусть и приблизительно, жизнь наших далеких предков в общине, где мужчинам принадлежала ведущая роль, а женщины занимали подчиненное положение.

В общинах охотников-собирателей времен первобытного коммунизма женщинам выделялась отдельная территория, где они проживали и добывали себе и детям пищу. Выходить за пределы своей территории ни женщинам ни детям не разрешалось. Мужская часть общинной земли была гораздо больше женской и состояла в основном из охотничьих угодий. Такое территориальное деление в более поздние эпохи получило свое продолжение в разделении домов на мужскую и женскую части. В домах Древней Греции, например, самая красивая комната – андрон – предназначалась для мужских собраний и пиров. Женщины проводили всю свою жизнь в отведенной для них части дома, которая называлась гинекей, или гинекейон.

В эпоху матриархата в стратегии выживания женщин сформировалась установка пускать на свою территорию лишь представителей противоположного пола, но конкуренток из других семейных групп они не подпускали даже близко к своим кормовым базам. В связи с тем, что способ добывания пищи у женщин, попавших в условия первобытного коммунизма, сохранился прежний, программные установки так же не изменились (то есть в новых условиях женщины вели себя по-старому), женскую часть общинной земли поделили на индивидуальные участки. С тех пор женщины мало изменились, для них своя территория – дом, квартира имеет первостепенное значение.

Конечно же, все эти изменения в жизненном укладе в эпоху перехода от матриархата к патриархату не могли нравиться всем, особенно женщинам, привыкшим жить свободно на своих территориях. Общины, возглавляемые самыми непримиримыми женщинами-старейшинами, уходили в незаселенные регионы – началась массовая миграция людей. Археологические находки на Ближнем Востоке свидетельствуют о том, что древние люди стали переселяться за пределы Африки 100-120 тысяч лет назад. Вполне возможно, что исход людей с африканского континента был связан с началом революционных преобразований социальной системы, осуществляемых охотничьими коллективами.

Жизнь женщин, оказавшихся в общинах охотников, была крайне сложной. Так как они были заперты на ограниченной территории, где пищевых ресурсов часто на всех не хватало, женщины и дети голодали. Охотиться женщинам не разрешалось, потому что мясо было мужской пищей. Увеличилась детская смертность. От недостаточного питания женщины часто становились бесплодными. Численность вида стала сокращаться. Антропологи считают, что 60 тыс. лет назад человечество оказалось на грани вымирания – людей оставалось несколько тысяч. Возможно, сокращение численности популяции нашего вида произошло в период полной победы первобытного коммунизма.

Оказавшись отрезанными от привычных пищевых ресурсов и не имея возможности охотиться, женщины открыли для себя новый вид пищи – зерна растений. Своим открытием древние женщины спасли не только себя, но и наш вид в целом. «Палеолитические Венеры», скульптурки женских фигур с пышными формами,  вырезанные из кости или камня, вылепленные из глины, − в древнем мире символизировали женщину, питавшуюся зерном злаковых растений, благодаря чему в ее теле жировых запасов было достаточно, чтобы не нарушалась репродуктивная функция. Люди подметили связь детородной способности женщин с формой их тела, когда наш вид переживал демографический кризис.

Итак, изменившиеся отношения между полами и внутри полов в эпоху первобытного коммунизма привели к тому, что женщины стали выполнять функцию, ранее принадлежавшую мужчинам, – распространение генетической информации. Девушка, достигнув половой зрелости, переходила из родительской общины в ту общину, где мужчины не были родственниками по материнской линии, то есть ни мать, ни бабка, ни прабабка не родились в этой общине.

Сохранившиеся и дошедшие до наших дней, пусть в измененном виде, некоторые древние обряды и обычаи дают любопытную информацию о жизни женщин в первобытной общине. Удивительный ритуал кумления (посестримства), без сомнения, возник в эпоху первобытного коммунизма и за прошедшие тысячелетия сильно изменился. Известный нам вариант сложился в христианскую эпоху. Кумление это – обрядовое действие, во время которого девушки брачного возраста и молодые женщины выбирали себе подруг и давали друг другу «клятву в верности»[10], имевшую силу, в зависимости от сложившейся местной традиции, неделю или год до следующего кумления или всю жизнь. Проводился обряд кумления в Семик – праздник, отмечавшийся в четверг «семицкой (семиковой) недели». «Семицкая неделя» (более широко известно ее название «зеленые святки») – это седьмая неделя после Святой Пасхи, заканчивавшаяся праздником Святой Троицы. Фольклористы подчеркивают, что Семик-Троица, знаменовавший переход от весны к лету, воспринимался как праздник девушек и женщин. Дошедшие до нас варианты кумления окончательно сложились во времена, когда изначальное значение ритуала было забыто, поэтому они приобрели игровой, театрализованный характер – обряд сопровождался завиванием веток березы, песнями, хороводами и плясками. Покумившиеся называли друг друга «сестрами», «кумами» или «подругами», обменивались подарками. Чаще всего кумились на время праздничных гуляний, а затем следовал обряд раскумления. Кумушки расплетали ветки березы и возвращали подругам подарки.

Обряд кумления, несмотря на тысячелетия господства патриархальной семьи, когда судьба женщины находилась сначала в руках отца, а затем мужа, сохранился как память об очень важном для женщин ритуале глубокой древности. Утратив практическое значение с возникновением моногамной семьи, он передавался из поколения в поколение как часть культуры женского мира. Словно драгоценную реликвию, берегли женщины свой обряд и в эпоху искоренения языческих верований христианской церковью.

Обряд кумления проводили совместно с ритуалом «крещения кукушки». Во многих местах считалось, что это один обряд, только по-разному называется. В обрядовых песнях, исполнявшихся во время кумления, обязательно присутствует образ кукушки, что лишний раз подтверждает тесную взаимосвязь двух ритуалов.

«Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай покумимся!

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка!

Горюшко размыкаем!

Будешь мне помощница,

Рукам моим пособница!»[11].

В песнях, посвященных кумлению, и в самих обрядах кумления и «крещения кукушки» запечатлелась сложная и полная неожиданных поворотов история наших прародительниц. Изучение женских ритуалов может открыть для науки много неизвестных страниц из прошлой жизни человечества.

Как было отмечено ранее, революционные изменения в социальной жизни первобытных людей способствовали объединению мужчин в стабильные сообщества для совместной охоты и охраны территории. В сложившихся условиях представительницам женского пола было назначено распространять генетическую информацию внутри вида, и они вынуждены были покидать родительскую общину, чтобы избежать кровосмешения. Для девушек в эпоху первобытного коммунизма ритуал кумления имел практическое значение, так как без поддержки близких им было сложно выжить в чужих общинах.

Конечно, кумление в изначальном виде существе… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz