Мужчина и женщина: два пола - две биосоциальные системы. 

Мужской коллективизм - игра по правилам, женский индивидуализм - игра без правил.

Мужской коллективизм: сильные и слабые стороны мужской стратегии выживания.

Мужчины-собиратели и мужчины охотники: две модели поведения современных мужчин, сформированные в разные эпохи эволюции человечества - матриархат и патриархат.  

Кем и для кого был построен первобытный коммунизм.

 Женская тактика выживания - сильная сторона слабого пола.

 

М.И. Суслова

 

 

 

Биосоциология: развитие социальной системы в доисторический период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

Логос

2011

УДК 930.85

ББК 71.0

            С89

 

 

 

 

 

 

 

            Суслова М.И.

С89                 Биосоциология: развитие социальной системы в доисторический период: эссе / М.И. Суслова. – М.: Логос, 2011.

                        ISBN 978-5-98704-601-2

                        В развитие положений работы «Иерархия – понятие мужского рода» (2009) рассматривается переход от матриархата к патриархату. Так как в патриархальной первобытной общине ведущая роль в социальной жизни перешла к мужчинам, развитие социальной системы человечества, по сути, было и остается развитием социальной подсистемы мужского пола.

                        Для философов, культурологов, социологов, историков и психологов, исследующих гендерные аспекты исторического процесса и современной общественной жизни. Представляет интерес для широкого круга читателей.

 

 

 

                                                                                                                                 УДК 930.85

                                                                                                                                 ББК 71.0

 

ISBN 978-5-98704-601-2

 

© Суслова М.И., 2011

© Логос, 2011

Содержание

 

         От автора……………………………………………………………….      4

  1. Новая информационная стратегия в живой природе и антропогенез     8
  2. Человек разумный – человек программируемый……………………    21
  3. Биосоциальная революция в эпоху первобытнообщинного строя…    28
  4. Социальное поведение как отражение стратегии выживания………    45
  5. Развитие социальной системы в условиях разделения племен

по типам экономической стратегии…………………………………..    60

  1. Об истории современной социальной системы……………………...    72

Литература……………………………………………………………...    82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От автора

 

Исследование развития социальной системы предполагает, прежде всего, установление начальной формы уклада жизни людей, ставшей основой для формирования современного общества, потому что под развитием в науке принято понимать «развертывание зародыша, рост чего-то, что раньше существовало в зачатке[1]». Таким «зародышем», из которого вырос социальный строй цивилизованного общества, стал общинный уклад жизни охотников-собирателей, возникший в эпоху первобытного коммунизма, который стал заключительным этапом первобытнообщинного строя.

Несколько слов о значении слова «социальная». Представители разных видов фауны либо ведут одиночный образ жизни, либо образуют группы. Животных, которые предпочитают иметь отдельную территорию и в одиночку защищают ее от своих сородичей, ученые называют территориальными животными. А вот представителей животного мира, объединяющихся в сплоченные группы с иерархической системой подчинения для совместного проживания на общей территории, принято считать социальными животными. По аналогии с термином «территориальные животные», их можно было бы называть «общетерриториальными животными». Животных называют социальными по аналогии с человеческим обществом, так как за социальную систему ошибочно принимается лишь подсистема мужского пола с ее иерархическим устройством и совсем не учитывается женская социальная подсистема, устроенная по сетевому принципу.

Социальная система человеческого общества более сложна, чем организация животных, и не ограничивается лишь иерархической системой подчинения, а формируется, как и социальная система животных, в границах общей территории. Таким образом, социальная система, у людей, как и у животных, тесно связана с общей территорией, поэтому социальную систему необходимо понимать как территориальную систему.

И еще есть один важный момент. Каждый вид живых организмов – это отдельная система. Если представители какого-либо вида животных ведут одиночный образ жизни и у них отсутствует социальная система, то это не означает, что у животных данного вида нет системы вообще. Животные-одиночки не живут изолированно от других сородичей, напротив их территории находятся рядом и они вынуждены постоянно вести борьбу с соседями за неприкосновенность своих границ, но их отношения не предполагают иерархической подчиненности, а это означает, что система на уровне популяции у территориальных животных сетевая. Между группами социальных животных также нет иерархической подчиненности, а это свидетельствует о том, что и у социальных животных популяционная система сетевая. А вот систему всей популяции людей на планете в наше время сетевой не назовешь. Наличие стран, стремящихся к мировому господству, и стран, которые в экономическом и политическом отношении зависят от сильных держав, свидетельствует о том, что человечество объединилось в одну глобальную систему с иерархической структурой. Но так было не всегда. Современная мировая система человечества со всеми ее достоинствами и противоречиями – результат эволюции социальной системы. Чтобы ориентироваться в нашем сложном мире и предвидеть путь его развития, необходимо понять, как развивалась социальная система в далеком прошлом и каким образом изменения в социальном устройстве повлияли на формирование человека современного типа.

Как было отмечено, «зародыш» социальной системы современного типа сформировался в общине первобытного коммунизма. Социальное устройство в общинах этой эпохи существенно отличалось от матриархата не только и не столько тем, что власть перешла к мужчинам. Главная особенность социальной системы патриархальной общины заключалась в ее структуре.

Социальная система матриархальной общины состояла их двух социальных подсистем с иерархической структурой. Женщины образовывали иерархически организованные семейные группы, куда входили матери, дочери и дети дочерей. Отношения между мужчинами также складывались на основе иерархической подчиненности. В матриархальной общине иерархия в мужских сообществах была менее жесткой, чем в женских семейных группах. С переходом к патриархальной общине социальная структура женского пола стала сетевой, так как женщины утратили возможность объединяться в семейные группы и не научились создавать женские сообщества не на родственной основе. Мужские коллективы охотников наоборот отличались своей сплоченностью и жесткой иерархией. Социальная система патриархальной общины первобытного коммунизма стала фундаментом, на котором выросло здание современной социальной системы и, но социальная система женского пола продолжает оставаться сетевой, а мужская социальная система – по-прежнему иерархическая. Так как сетевая структура женской социальной подсистемы встроенная в иерархическую структуру мужской социальной подсистемы, в целом социальная система имеет иерархически-сетевую структуру.

Человеческое общество не единственная система в природе, состоящая из двух подсистем с разными типами структур. Солнечная система изучена достаточно хорошо, чтобы можно было выделить в ней две подсистемы, в которых вещество по-разному сформировалось в космические объекты. Само солнце и планеты, а также большие спутники планет сферической формы, то есть объекты с моноцентрической структурой, несомненно, принадлежат к подсистеме, для которой характерна иерархическая структура. Подсистема с сетевой структурой представлена астероидами, кометами и другими более мелкими объектами несферической формы, сосредоточенными в основном между орбитами Марса и Юпитера, в поясе Эджворта-Койпера, в кометном облаке Оорта и в кольцах планет.

Похоже, что микромир также наполнен сложными системами, состоящими из подсистем с противоположными структурами, что позволяет квантовым объектам проявлять себя и как частицы, и как волны. Это явление получило название квантово-волнового дуализма.

Представление о том, что все в мире состоит из двух противоположных начал, возникло еще в древности. Самой популярной ныне концепцией дуализма (Инь и Ян – две полярные, но единые и неделимые силы) мы обязаны древнекитайским философам. В ней Инь и Ян рассматриваются как основные космические силы движения и первопричины постоянной изменчивости в природе. Кроме всего прочего, Инь символизирует женское начало, а Ян – мужское, то есть на символьном уровне женская и мужская сущности находятся на разных полюсах. Следовательно, наличие в открытых сложных системах, к которым относится и современное общество, подсистем с полярными структурами является необходимым условием для их сохранения и развития.

Данное эссе написано как продолжение работы «Иерархия – понятие мужского рода» (М.: Логос, 2009), посвященной мужской стратегии выживания, которая более всего проявляется в стремлении мужчин к объединению в закрытые сообщества и созданию в них иерархий.

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1.     Новая информационная стратегия

в живой природе и антропогенез

 

Ученые, изучающие эволюцию древних предков человека – гоминид, практически едины во мнении, что ранние гоминиды отличались от человекообразных обезьян лишь передвижением на двух ногах. «В поведении этих существ не было ничего такого, что сильно выделяло бы их среди других обитателей африканских джунглей и саванн»[2]. Такие выводы вполне уместны для современной науки, ориентирующейся на исследование фактических материалов, а в изучении древнейших предков человека самыми достоверными фактами считаются костные останки гоминид. К сожалению, археологические находки ничего не говорят о том, что вынудило четвероногих обитателей африканских тропических лесов – древних высших приматов превратиться в двуногие существа. Но очевидно, что для того, чтобы приматы перешли к ходьбе на двух ногах, должны были измениться, прежде всего, некоторые инстинкты, то есть поведенческие программы. Несомненно, бипедализм (двуногий способ передвижения) у отдельных видов обезьян появился как следствие усложнения поведения этих животных. Поэтому уже первые виды гоминид существенно отличались более сложным поведением, как от предковых видов обезьян, так и от всех остальных животных. 

Известно, что наш внешний облик, способности к обучению, предрасположенность и невосприимчивость к тем или иным заболеваниям и многое другое зависит от того, что заложено на генном уровне. Следовательно, уместно предположить, что изменение в поведении, приведшее к использованию лишь задних конечностей в качестве ног, было вызвано изменениями в генетическом коде древних человекообразных обезьян. Остается ответить на вопрос: какие именно изменения должны были произойти в генах и поведении обезьян, чтобы они начали передвигаться только на двух ногах, в результате чего возникло новое семейство приматов – гоминиды?

На планете существует множество видов фауны, и у каждого есть свои секреты в приспособлении к среде обитания. Большинство живых организмов получают всю информацию, необходимую для выживания, при рождении. Например, морские черепахи, представители одного из древних видов живых существ на планете, откладывают яйца в песке на морском берегу, и на этом заканчивается их забота о продолжении собственного рода. В научно-популярных фильмах о дикой природе часто показывают, как в назначенный час из песка появляются маленькие черепашки и устремляются к воде, ориентируясь на отраженный водой лунный свет. Несмотря на крошечные размеры, только что вылупившиеся из яиц рептилии полностью готовы к самостоятельной жизни, так как вся необходимая для выживания информация заложена в их генах. На более поздних ступенях эволюции жизни на Земле возникли виды, у которых потомство в раннем возрасте нуждается в опеке и обучении навыкам для дальнейшей самостоятельной жизни. Птицы так же, как и черепахи, откладывают яйца, но в отличие от рептилий, высиживают их, затем терпеливо выкармливают птенцов, пока те не станут на крыло и не смогут самостоятельно добывать себе пищу. Птицы не только защищают от хищников и выкармливают свое потомство, но и обучают молодое поколение жизненно важным навыкам, то есть передают им внегенетическую информацию.

В книге "Геном" Метт Ридли пишет, что зяблик «может научиться песне своего вида, только если слышит ее в юном возрасте. Причем песне другого вида он не обучится…»[3]. Стоит особо обратить внимание на замечание автора о том, что птенец зяблика не способен обучиться песне другого вида. Такая врожденная предрасположенность обучаться только у своих свойственна птицам и млекопитающим. На планете Земля есть только одно существо, наделенное способностью учиться у представителей других видов, – человек. Ученые давно пытаются определить, чем люди отличается от животных, и отмечают различные человеческие качества, кроме главного – умения адаптироваться к окружающей среде не только методом проб и ошибок, но и активно используя проверенный опыт представителей других видов фауны. Такое необыкновенное качество людей формировалось миллионы лет благодаря изменениям в генах, отвечающих за способность к обучению.

Предположительно 10 млн лет назад в эволюции живых организмов на нашей планете произошло знаменательное событие: информационная стратегия некоторых человекообразных обезьян претерпела революционные изменения – приматы стали перенимать полезные навыки у всех живых существ, обитающих рядом. Это новшество в стратегии выживания стало поворотным пунктом в эволюции приматов, приведшим к появлению гоминид, а затем и современных людей. Мы можем с помощью воображения воссоздать в общих чертах историю появления необычных человекообразных обезьян, которые открыли для себя мир других животных и стали учиться жить по-новому.

В африканских тропических джунглях 10 млн лет назад (а возможно и раньше) в многочисленной и успешной группе человекообразных обезьян появился на свет детеныш, внешне ничем не отличавшийся от остальных сородичей, если не считать более высокую способность к обучению, чем у остальных членов группы. Правда, уникальные качества Умки (имя персонажа из мультфильма очень подходит этому детенышу обезьян) проявились не сразу. Сначала он рос и осваивал все, чему мог научиться у родителей и сородичей. Вместе с другими сверстниками Умка устраивал игры на ветвях деревьев по всем правилам своей обезьяньей стаи, пока его внимание не привлекли красивые разноцветные двуногие существа – птицы. Скорее всего, это были птицы турако. Дело в том, что турако обитают в африканских тропиках и питаются плодами и ягодами, которыми любят лакомиться и обезьяны. Кроме того, есть виды турако, у которых длинный хвост, они не любят летать и проводят жизнь на деревьях, ловко перепрыгивая с ветки на ветку. Такие птицы в первую очередь могли попасть в поле зрения наших древних предков. Другие обезьяны также видели этих красивых с ярким опереньем птиц, но не обращали на них особого внимания.

Так как у Умки от рождения был особый дар к обучению, то «домашнего образования» для него оказалось недостаточно, и он принялся подражать птицам, то есть передвигаться по ветвям и лианам на двух ногах, не держась руками за ветки. Такое поведение Умки было всего лишь игрой, но, как известно, игра в жизни млекопитающих животных занимает особое место – в ней они отрабатывают ловкость и скорость, определяют место в иерархии стаи. Все знают народную пословицу «Охота пуще неволи» – с охоты к новым забавам все и началось. Несомненно, хождение на двух ногах по веткам и лианам без страховки, то есть не держась руками за ветки, для первых поколений человекообразных обезьян с необычными способностями к обучению сначала было игрой в подростковом возрасте, но потом этот навык закрепился и изменил судьбу всего вида. С тех пор так и повелось: то, что начинается как игра, со временем входит в привычку и становится образом жизни.

Конечно, такие талантливые детеныши могли появиться во многих группах, относящихся к разным видам древних высших обезьян – археологические находки свидетельствуют о том, что видов гоминид было много. В любом случае, лишь изменения в генах могли обусловить переход человекообразных обезьян к бипедализму. Способность усваивать больше информации из окружающей среды сделала таких особей более удачливыми в борьбе за выживание, они очень быстро занимали доминирующее положение в группах сородичей и оставляли после себя многочисленное потомство.

Можно себе представить, как, играя и соревнуясь в ловкости, молодые обезьяны бегали на задних конечностях по лианам, которые в тропических джунглях тянутся от одной кроны дерева к другой. Этот трюк до сих пор демонстрируют в цирке канатоходцы, и, несмотря на то, что трюку уже 10 млн лет, он все еще пользуется успехом у зрителей!

Конечно, от рождения первых человекообразных обезьян с небольшими изменениями в генах, радикально повлиявшими на их поведение, до появления первых настоящих гоминид прошли сотни тысяч или даже миллионы лет. Теперь сложно сказать, сколько видов гоминид выделилось из царства обезьян, могли ли они перенимать культуру поведения у гоминид других видов или «культурного обмена» не было. С достаточной долей уверенности можно утверждать лишь то, что птицы сыграли немаловажную роль в появлении древнейших людей.

Как было отмечено, пути птиц и древних человекообразных обезьян пересеклись в кронах деревьев африканских джунглей, поэтому пернатые стали их первыми учителями. Человекообразные обезьяны, которым природа подарила способность к обучению у других существ, переняли у птиц не только бипедализм, но и умение свистеть, издавать цокающие, клацающие и иные звуки.

Благодаря длительному подготовительному периоду в благоприятной обстановке тропических лесов первые гоминиды были не такими уж и безобидными. Так как ходили они теперь на двух ногах, то освободившиеся руки приспосабливались для использования всевозможных средств защиты или нападения. К тому же это были довольно шумные компании, потому что умели громко свистеть и способны были напугать не только травоядных, но и хищников.

«Птичья эра» в эволюции древних высших приматов предопределила главные качества гоминид. В назначенное природой время человекообразные обезьяны обучились у птиц передвигаться на двух ногах, свистеть и издавать различные цокающие и клацающие звуки, одним словом, ходить и говорить. Несложно догадаться, что первым языком гоминид был свистовой язык. Теперь это исчезающий язык, так как все меньше людей его используют. В литературе, посвященной этому феномену, можно найти сведения о том, где было зафиксировано применение свистового языка как дополнительного способа передачи информации. В частности, упоминается деревня Аас в Пиренеях на границе Испании и Франции, о. Гомера (Канарские острова), Мексика и Западная Африка.

А еще птицы подарили человеку большую мечту, которую он с незапамятных времен пытался осуществить, – научиться летать. Именно с крыльями, подобными птичьим, древние люди связывали возможность подняться в воздух. В греческом мифе рассказывается о том, как Дедал сделал крылья для себя и своего сына Икара, скрепив перья воском. Икар погиб, потому что слишком высоко поднялся в небо и солнечный жар расплавил воск в его крыльях, но для Дедала полет закончился благополучно.

И еще один факт указывает на то, что птицы сыграли огромную роль в формировании человека: это традиция, сохранившаяся практически у всех племен и народов, − украшать себя птичьими перьями. Любовь людей к украшениям из перьев привела даже к истреблению отдельных видов птиц. Таким образом, древние гоминиды существенно отличались от всех остальных представителей мира животных своей более совершенной информационной стратегией, которая позволяла заимствовать опыт и полезные навыки у других представителей фауны. Изменения в генах, от которых зависят способности к обучению, открыли для семейства гоминид путь в большой мир за пределами тропических джунглей Африки.

Теперь кажется совершенно очевидным, что появление человека – это не случайность, а закономерный результат эволюции, которая идет, как известно, по пути создания все более сложных организмов с более сложным поведением.

На «генеральной линии» эволюции выделяются три этапа развития живой природы, на которых сформировались разные по сложности информационные стратегии. Первая и самая простая стратегия основана на передаче всей необходимой для выживания информации от родителей детям посредством генетического кода. Вторая, более сложная информационная стратегия, предполагает два способа передачи информации от одного поколения к другому: генетический способ и внегенетический, предполагающий освоение молодым поколением полезных навыков своих родителей. Третья стратегия в живой природе – самая сложная, так как для нее характерны три способа передачи информации: генетический способ, внегенетический (от родителей к детям) и еще один внегенетический способ, позволяющий получать информацию от представителей других видов.

Чтобы выжить в мире, где условия постоянно изменяются, организмы должны уметь получать различную информацию из окружающей среды и использовать ее в своих целях. Лучше всех других существ делать это умеют люди. Современный человек обладает самым большим и сложным мозгом, благодаря чему люди способны учиться, начиная с раннего возраста и до преклонных лет. Не нужно лишь забывать, что своими познавательными успехами мы обязаны не только нашим генам, но и тем животным, которых наши предки встретили на своем пути в те далекие времена, когда наш мозг наращивал нейронные и прочие ресурсы.

Приматы, которые освоили передвижение на двух ногах, очень быстро поняли, что по земле ходить гораздо удобнее, чем по ветвям и лианам, так как проще удерживать равновесие. К тому же из-за природного любопытства они не могли постоянно находиться на деревьях: нужны были новые впечатления, а их можно было получить за пределами уже изученного леса. Потребность в получении новой информации поспособствовала появлению у наших далеких предков склонности к перемене мест. Сейчас сложно сказать: сами ранние гоминиды нашли путь к саванне или они следовали за птицами, но место обитания было выбрано не случайно – для дальнейшего развития нужно было осваивать новые территории. В саванне гоминиды встретили много больших и опасных животных, у которых учились выживать под палящим солнцем Африки.

Чтобы исследовать новый мир, нужно было защищать свою кожу от солнечных лучей. Африканские животные, не имеющие густой шерсти, решают эту проблему, извалявшись в жидкой грязи. Последовавшие этому примеру гоминиды, покрывавшие свое тело и голову глиной, стали неуязвимы для солнца и насекомых и могли надолго уходить из тени густых деревьев в поисках новых источников пропитания и свободных территорий для обитания.

Даже в наши дни остались племена, которые глиной различных цветов наносят на тело рисунки, которые не только служат украшением, но и предохраняют кожу от пересыхания, к тому же глина – хорошее средство гигиены.

Вот так, используя опыт других представителей фауны, далекие предки современных людей учились выживать в различных, изначально не пригодных для них условиях обитания. Благодаря этой способности гоминиды накапливали информацию о внешнем мире, что способствовало развитию мозга и органов речи.

Одно мудрое выражение гласит: учитель появляется лишь тогда, когда есть ученик. Птицы первыми попали в поле зрения человекообразных обезьян, у которых возникла потребность учиться чему-то новому. Сформировавшиеся виды гоминид продолжали перенимать у пернатых новые навыки. Именно этим обстоятельством мы можем объяснить необыкновенную любовь людей к музыке и песням. Музыкальный слух у людей не мог появиться чудесным образом ниоткуда. Наши очень далекие предки запоминали пение различных птиц и, подражая им, насвистывали несложные мелодии. Благодаря постоянным упражнениям древние гоминиды изобрели свистовой язык – простое и эффективное средство общения. Свистовые звуки особенно удобны для обмена информацией на больших расстояниях. К тому же, громкий свист пугает хищников их можно отогнать, отнять добычу.

Из глубины веков до нас дошли предания о человеке-птице, позже превратившемся в образ былинного Соловья-разбойника, свист которого имел такую разрушительную силу, что справиться с ним смог лишь богатырь Илья Муромец:

«Свистнул Соловейка во весь голос:

Сняло у палат верх по оконички,

Разломало все связи железные,

Попадали все сыльны могучи богатыри,

Упали все знатны князи, бояра,

Один устоял Илья Муромец»[4].

Существует вариант былины под тем же названием «Первая поездка Ильи Муромца. Илья и Соловей-разбойник», в котором необычный разбойник умел не только свистеть по-соловьиному, но и кричать по-звериному и шипеть по-змеиному:

«Засвистел Соловей по-соловьиному,

Зашипел проклятый по-змеиному,

Закричал собака по-звериному, −

Так все травушки-муравушки уплеталися,

Все лазуревы цветочки отсыпалися,

Мелки лесушки к землям да приклонялися,

А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат,

А у старого казака Ильи Муромца

А конь на корзни да спотыкается»[5].

В этой былине использовался образ врага из очень древнего эпоса, сложившегося во времена, когда рядом обитали племена, находившиеся на разных уровнях развития, с отличающимися укладами жизни и непохожими культурами. Между племенами шла постоянная война за территорию до полного истребления тех, кто был более слабым. Если проанализировать текст былин, то Соловей-разбойник и его дочери (во втором варианте присутствуют еще и зятья) показаны в них как представители племени с примитивным образом жизни и культурой. Оружие сородичей Соловья-разбойника очень простое: в одной былине это «дреколье», а в другой – «рогатинья звериные». В то же время у Ильи Муромца на вооружении были лук со стрелами, копье и сабля. Налицо столкновение двух цивилизаций с разным уровнем развития военных технологий, и не удивительно, что победа достается Илье Муромцу, владеющему более эффективным оружием.

Преувеличение силы свиста в былине свидетельствует о том, что люди в более развитых обществах побаивались диких соседей, владеющих свистовым языком и различными звуками, напоминающие те, что издают различные животные.

Конфликт цивилизаций – явление древнее, уходящее своими корнями к началу антропогенеза. Можно сказать, что с того момента, когда первая человекообразная обезьяна стала передвигаться по ветвям деревьев «по-птичьему», на двух ногах, началась гонка вооружений. В межвидовой конкуренции представителей семейства гоминид за место на следующей эволюционной ступени побеждали более «образованные»: способность усваивать больше знаний, совершенствовать и новые орудия убийства давала преимущества в борьбе и за выживание, и за лучшее место под солнцем.

Несколько слов о миграциях. Сезонные миграции для отдельных видов животных – дело привычное, их маршруты не меняются, и они каждый раз возвращаются в те места, откуда ушли. Животные хорошо себя чувствуют лишь в регионах, где условия – климат и кормовая база – схожи с теми, в которых сформировался их вид. Останки гоминид находят далеко за пределами Африки, и это свидетельствует о том, что новые условия обитания не были препятствием для их расселения. Только умные и уверенные в своих силах существа могли уходить с насиженных мест, изменять привычный образ жизни. Даже первые гоминиды легко переселялись из одной экосистемы в другую, например, из джунглей в саванну. Их сознание было открыто для новой информации, и это давало возможность осваивать новые регионы, а затем и континенты.

Первобытные люди, как и их предшественники на эволюционной лестнице гоминиды, несмотря на огромный багаж знаний и умение изготавливать орудия труда, являлись неотъемлемой частью природы. Они чувствовали родство с остальными животными и считали себя их потомками. Эта вера передавалась из поколения в поколение многие тысячелетия и дошла до новых времен как тотемизм.

В современной науке тотемизм принято считать ранней формой религии, возникшей из-за дикости первобытных людей. Известный этнограф Э. Б. Тайлора писал: «Для нашего современника немногие явления низшей ступени цивилизации могут представляться более жалкими, чем вид человека, поклоняющегося животному»[6]. Но если посмотреть на происхождение Человека разумного по-иному, то получается, что тотемизм вовсе не следствие дикости древних людей, а память о далеком прошлом, когда животные были их главными учителями. Это поклонение следует воспринимать как благодарность предков «братьям нашим меньшим» за те знания, которые они от них получили. Нам, людям современности, очень важно сохранить редкие и исчезающие виды фауны и флоры, иначе в оскудевшей природной среде нашим потомкам неоткуда будет черпать новую информацию и человечество начнет быстро деградировать.

Также необходимо отметить: какие бы животные ни были нашими ближайшими генетическими родственниками, между человеком и животным непреодолимая пропасть в 10 млн лет, в течение которых сформировался самый сложный орган – человеческий мозг. Из всех ранее существовавших видов и подвидов, принадлежавших к разным родам семейства гоминид, человек остался единственным существом на планете, обладающим уникальной способностью обучаться у представителей чужого вида. Малыши, не умеющие еще ни ходить, ни говорить, с удовольствием подражают мяуканью котенка, лаю собаки, пению петуха, мычанию коровы и радуются похвалам взрослых. Эта игра развивает ребенка и подготавливает его к усвоению человеческой речи. Но мы напрасно пытаемся обнаружить подобные способности у животных, заставляя их ходить на задних лапах, произносить слова и выполнять другие трюки. Животное можно выдрессировать, но приобретенные умения будут демонстрироваться лишь по приказу дрессировщика за очередную порцию угощения. В геноме животных нет программ, позволяющих перенимать полезные навыки у представителей других видов, в том числе и у человека.

И еще одно примечание. Иногда домашние животные берут под свою опеку детенышей другого вида, например, кошки опекают маленьких щенков, но эти щенки даже не пытаются мяукать. Горький опыт показал, что маленькие дети, брошенные на произвол судьбы родителями и опекаемые собаками, учатся у своих воспитателей всему: передвигаться… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz