"Третьим будешь?"

Что побуждает мужчин искать третьего собутыльника? 

Что значит быть мужчиной и легко ли быть мужчиной.

Зачем мужчинам нужна иерархия.

Что необходимо знать главному иерарху, чтобы не стать жертвой иерархической системы. 

 

М. И. Суслова

 

 

 

Иерархия – понятие

мужского рода

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

Логос

2009

 

УДК 930.85

ББК 71.0

С89

 

 

 

Суслова М.И.

С89                  Иерархия – понятие мужского рода / М.И.Суслова. – М.:

            Университетская книга; Логос, 2009.

                               ISBN 978-5-98704-249-4

 

Показано, что главным стабилизирующим фактором общественной жизни является иерархия. Она рассматривается как организующая основа мироздания, во многом определяющая естественно складывающиеся механизмы выживания человечества. При этом право формировать иерархическую структуру общества исторически предоставлено мужчинам, поскольку природа наделила их способностью к объединению. В результате мужской пол объективно оказался основной движущей силой истории. В современную эпоху, как и в прошлом, представители сильной половины человечества занимают ведущие места в политике, экономике, науке, культуре, других сферах общественной деятельности.

Для философов, культурологов, социологов, историков и психологов, исследующих гендерные аспекты исторического процесса и современной общественной жизни. Представляет интерес для широкого круга читателей.

УДК 930.85

ББК 71.0

 

 

ISBN 978-5-98704-429-4                                                                               © Суслова М. И., 2009

©Университетская книга, 2009

©Логос, 2009

 

Содержание

 

Введение………..…………………………………………………….     5

Человек – биологический робот……………………………………...     9

Мужское сообщество: программная установка на объединение…...   15

Иерархичность – свойство мужского сообщества……….………….   20

Иерархия – живой организм: "Игра в бисер" Г. Гессе………………   26

История человечества как история иерархических систем………..   29

Социально-классовые иерархии в Российском

государстве………………………………………………..…………..   35

Русская классическая литература XIX века о социально-классовой

иерархии…………………….……………………………………….....   39

Революции и смутные времена – следствие смены социально-классовых иерархий ...  46

Иерархия и верховная власть………………………………………….  59

Семейная иерархия…………………………………………………….   66

Индивид и иерархическая система…………………………………..   69

Вместо заключения……………………………………………………   73

Литература……………………………………………………………..   76

 

 

 

"Великий муж! Здесь нет награды,

Достойной доблести твоей!"

М. Ю. Лермонтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Так много"значительно и возвышенно начинается Евангелие от Иоанна. Автор древнего текста повествует о неком сакральном "Слове", которое, естественно, не является единицей человеческого языка, потому что оно равно самому Богу: "…Слово было у Бога, и Слово было Бог". Обычное слово – это смысловая единица, содержащая небольшой блок информации. Для общения и передачи знаний людям необходимы тысячи слов, а "Слово" из Евангелия одно вместило в себя всю информацию о Мироздании: "Все через Него ("Слово") начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". И жизнь, и человечество возникли также благодаря божественному "Слову", ибо "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков".

"Слово", о котором сообщает автор Святого благовествования, в современной интерпретации воспринимается как Единая программа Мироздания и первопричина вечного движения материи во Вселенной. Такой взгляд человека из далекого прошлого на Природу окружающего мира не устарел и в наши дни. Мир един и управляется общими законами – в этом сходятся все ученые современности; правда, научно доказать общность законов, организующих миропорядок, никак не получается – фундаментальная теория Вселенной или "Теория всего"[1] пока не создана.

Все попытки физиков – даже таких выдающихся деятелей науки, как А. Эйнштейн и С. Хокинг – обобщить вселенские законы ни к чему не привели, так как вывести "формулу Мироздания", объединив одни физические теории, невозможно. И не только потому, что "каждый масштабный уровень организации Вселенной имеет свою неповторимую специфику природных свойств"[2]. Сложность создания "Теории всего" заключается еще и в том, что она должна объяснять абсолютно все явления как неживой, так и живой природы, и превратности человеческой судьбы в том числе. Следовательно, в создании такой теории нельзя опираться лишь на законы физики. Если следовать взглядам евангелиста Иоанна на начало Бытия и рассматривать Вселенную, галактики, Солнечную систему, человеческое общество, атомы и все элементарные частицы как результат функционирования Единой программы ("Слова"), то основой для объединения всех известных научных доктрин в одну фундаментальную теорию должны стать, естественно, принципы программирования.

Известно, что жизнь человека, общества, нашей планеты, "звезды́ по имени Солнце" и других космических объектов циклична, более того – эти циклы взаимосвязаны. Например, учеными подмечено, что периоды наибольшей солнечной активности совпадают по времени с такими событиями в общественной жизни, как войны и революции. Следовательно, как в недрах нашего светила, так и в обществе практически синхронно идут одни и те же, но науке пока еще не известные, масштабные процессы, если действительно все мироустройство регулируется одной универсальной программой. Таким образом, чтобы приблизиться к полному знанию Природы Вселенной и Человека, необходимо понять принцип работы Единой программы ("Слова"), сотворившей безграничное звездно-галактическое четырехмерное пространство-время.

Именно теория Единой программы поможет выяснить, каким образом связаны между собой совершенно разные явления земной и космической жизни – такие, как человеческий разум, историческое развитие общества, климатические изменения на планете, расширение Вселенной, гравитация, темная материя, темная энергия и др., без чего создание "Теории всего" просто немыслимо. Расшифровав Единую программу, мы узнали бы много нового о себе и окружающем мире и, возможно, научились бы жить в гармонии с Природой, не превращаясь в заложников ныне зарождающейся высокотехнологичной цивилизации будущего.

Важной частью Единой программы, безусловно, является иерархия[3]. Исследователями космоса установлено, что структура Метагалактики (видимой Вселенной) иерархична, т.е. все космические объекты в ней, будучи отдельными системами, одновременно находятся в составе более крупных образований как их подсистемы. Так, планету Земля можно рассматривать в качестве и отдельной системы, и подсистемы Солнечной системы. В свою очередь, Солнечная система входит в состав галактики Млечный путь, являясь ее подсистемой и т.д. Подобную закономерность мы наблюдаем и в устройстве социальной жизни человечества. Общество как сложная самоорганизующаяся система состоит из множества подсистем соединенных между собой иерархическими связями. Класс, сословие, семья и любая другая группа людей в одних случаях может идентифицироваться как отдельное целое, в других – как элемент сложной структуры общества. Образование и разрушение иерархических связей между элементами в структуре общества носят программный характер и способствуют социальному развитию и научно-техническому прогрессу.

В предложенном вашему вниманию издании автор выдвигает предположение о том, что впечатляющий эволюционный успех вида Homo sapiens (в пер. с лат. – Человек разумный) стал возможным во многом благодаря стратегии выживания мужского пола. Закодированная в ДНК и передаваемая по наследству стратегическая программа выживания мужчин не только поспособствовала расселению людей по всей планете, но и предопределила иерархическое устройство общества, оказала и продолжает оказывать определяющее влияние на историю человечества, культуру, искусство, семейную жизнь и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек – биологический робот

 

Время фантастов прошло. В эпоху высоких технологий мечтать о будущем с его техническими чудесами скучно, а может быть, и страшно. Мечту о реальном будущем сменила мечта о волшебном прошлом – "фэнтези" стало религией новых поколений мечтателей. Но историю вместе с научным и техническим прогрессом вспять не повернуть, и все, о чем сегодня только говорят в научных кругах, завтра, того и гляди, станет реальностью. Особенно заманчивой многим кажется идея создания искусственного интеллекта. Считается, что умный робот станет великим благом для человечества. Правда, есть некоторые опасения относительно безобидности новоиспеченных братьев наших меньших. А вдруг они решат избавиться от своих братьев старших, т.е. от людей. И такой вариант нельзя исключить, учитывая, что роботов с интеллектом будут создавать сами люди – больше ведь некому.

Давно известно о том, что каждый художник всю жизнь пишет свой психологический портрет, так как подсознательно он переносит в картины свой внутренний мир, свое видение окружающей реальности, свои переживания, страхи и надежды. Творчество есть акт самовыражения для любого одаренного человека – будь то живописец, музыкант, писатель или программист, создающий компьютерную программу. И участвуют в творческом самовыражении как сознание творца, так и его подсознание. Хочешь – не хочешь, а в искусственном интеллекте роботов отразится многое, что хранится в глубинах человеческого мозга. И здесь следует подумать о том, хорошо ли мы знаем природу человеческого разума и понимаем ли, до какой степени искусственный интеллект может оказаться похожим на интеллект человека, а также о том, как обеспечить искусственный интеллект устойчивой искусственной психикой, дабы не подвергать опасности людей. К тому же прежде чем творить что-либо подобное себе, стоило бы узнать, зачем нас самих создала Природа. Должна же быть какая-то цель в нашем существовании и в столь стремительном прогрессе в изучении и освоении окружающей земной и космической среды. Одним словом, чтобы предпринять все меры предосторожности, необходимо, проектируя компаньонов с искусственным интеллектом, понять, как устроен естественный человеческий интеллект, да и что такое сам человек среди звезд и галактик необъятной Вселенной.

В наши дни довольно распространено мнение о том, что Человек – это биологический робот, созданный Природой в ходе длительной эволюции. Мысль эта, в сущности, не нова. Еще в XVII в. французский философ и математик Р. Декарт, а затем в XVIII в. его соотечественник, философ и врач Ж. О. Ламетри рассматривали человека как сложную машину – вроде тех механических устройств, что были изобретены в то время. С тех пор многое изменилось – появилась техника, оснащенная двигателями и программным управлением. Словом, технический прогресс шагнул далеко вперед. Сегодня, опираясь на научные достижения человеческого гения и рассматривая все человечество с точки зрения современной робототехники, можно увидеть много любопытного в Человеке, которого принято называть разумным.

Итак, Человек, он же биологический робот, относится к самому распространенному виду живых существ из класса млекопитающих на планете (во всяком случае, в своей "весовой категории"). Программное обеспечение позволило человеку-роботу достичь господствующего положения на планете Земля, заняв все мало-мальски пригодные для жизни участки земной суши, и приспособиться к разным условиям обитания. Из всего комплекса программ, "управляющими" людьми-роботами, для создателей искусственного интеллекта, без сомнения, важны те, что отвечают за стратегию и тактику выживания – иначе избежать непоправимых ошибок вряд ли удастся. Правда, человечество состоит из мужчин и женщин, различающихся своими функциональными особенностями, поэтому Великий программист – Природа "вручила" каждому полу отдельную стратегию выживания, навсегда разделив людей на два вечно соперничающих лагеря.

Ф. Энгельс в своих исследованиях причин появления человечества, пришел к выводу о том, что "труд создал человека", так непохожего на остальных живых существ. В те очень далекие и непростые для выживания рода человеческого времена, когда предки современных людей были органической частью дикой природы, случилось еще одно важное событие – разделение труда. Мужчины начали заниматься охотой, а женщины продолжили добывать пищу собирательством. Мужское сообщество, сосредоточившись на охоте, стало больше времени проводить отдельно от женщин и детей.

Разделение труда между мужчинами и женщинами способствовало совершенствованию их стратегии и тактики выживания, в результате чего увеличилась пропасть непонимания между полами, преодолеть которую так и не удалось ни одному цивилизованному обществу.

Мужчина и женщина – два равновеликих и одинаково уникальных существа, две частицы одного целого настолько разняться во всех жизненных проявлениях, что приходится говорить о них как о двух "мирах" – мужском и женском, живущих по своим законам. Мужчины свято чтят собственные привычки и подчиняются собственным правилам и нормам, а женщины, соответственно, собственным, причем каждая сторона смотрит с удивлением и непониманием на представителей противоположного пола и воспринимает непохожесть других на себя как их ущербность. Уже одно это обстоятельство должно убедить всех в том, как важно разбираться в природе человеческого разума, обеспечившего эволюционный успех, но создавший массу проблем в отношениях между полами, хотя бы ради частичного примирения двух "миров".

Конечно, на существовании двух полов человеческое разнообразие не заканчивается, потому что ни в одном из двух "миров" нет двух индивидуумов с одинаковой тактикой выживания. Природа доверила людям самим вырабатывать индивидуальные тактики выживания, наделив их сознанием. Каждый человек от рождения одарен целым арсеналом способностей и талантов, и он может по своему усмотрению воспользоваться любыми из них исходя из условий жизни или сложившейся ситуации. Таким образом, опираясь на свой рассудок, мужчины и женщины избирают профессию, строят отношения с другими людьми, выполняют различные социальные роли, выбирают место жительства и проч. Свобода выбора человека – это свобода разрабатывать собственную программу индивидуальной тактики выживания.

Что же касается стратегии выживания, то здесь человек безвластен, так как каждому из нас она дается в виде готовой программы, заложенной в подсознании, и нам нет необходимости о ней думать. Вероятно, потому мы до сих пор не исследовали эту важную сторону нашей жизни – просто ее не замечали. Наше подсознание подстроило ловушку сознанию, предоставив возможность самостоятельно выстраивать тактику выживания и полагать, что "человек – кузнец своего счастья". Стратегия выживания не подчиняется сознанию, но влияние на него оказывает постоянно. К великому сожалению философов, любящих рассуждать о свободной воле, человеку дана свобода лишь тактического маневра, да и то в рамках данной от рождения стратегии выживания.

Как уже сказано выше, Природа уготовила для мужчин и женщин отдельные стратегии выживания, из-за чего существенно усложнились взаимоотношения между полами. Можно выразиться так: стратегии выживания – это своего рода программы-диспетчеры, управляющие жизнью мужчин и женщин на протяжении всей их жизни. Таким образом, современным "миром" мужчин управляет программа-диспетчер, которой свойственна мужская стратегия выживания, о чем речь пойдет дальше. А женский "мир" находится в управлении программы-диспетчера, характеризующаяся женской стратегией выживания (тема для отдельного исследования).

Именно стратегии выживания делают мужчин мужчинами, а женщин женщинами, а вовсе не внешние половые признаки. Об этом свидетельствуют не такие уж и редкие случаи, когда мужчины (по всем внешним признакам) чувствуют в себе женское начало и хотят быть женщинами, а женщины (опять же по внешнему виду) тяготеют к мужскому образу жизни. Создается впечатление, что иногда происходит путаница в чертежах и отдельные экземпляры людей-роботов конструируют из частей, принадлежащих разным типам этого изделия: тело одного пола, а устройство с программным обеспечением, т.е. мозг, – противоположного. Мозг запускает программу стратегии выживания, не обращая внимания на половые органы индивида. В результате возникает конфликт между человеком и обществом, которое ожидает от человека поступков, на которые он не способен по причинам, не зависящим от него. Индивид, обладающий женским телом, не может жить по законам женского "мира", если ему присуща мужская стратегия выживания. И, наоборот, имея мужскую внешность, но со свойственной ему женской стратегией выживания, индивид чувствует себя чужим в мужском "мире". Таким людям остается только поменять свой пол, т.е. изменить половые органы путем хирургического вмешательства, чтобы внешность человека соответствовала его врожденной стратегии выживания, и он смог бы чувствовать себя комфортно. Для того чтобы изменить стратегию выживания, нужно вмешаться в работу мозга. На нынешнем этапе развития науки и медицины эта задача пока не выполнима.

Очевидно, что ученым, занимающимся созданием искусственного интеллекта, было бы очень полезно знать программы, отвечающие за выживание людей, и то, как взаимодействуют сознание и подсознание человека в его борьбе за место под солнцем.

Потому, чтобы дойти до сути, понять все тонкости замысла Творца, создавшего Homo sapiens, нельзя подробно рассматривать только отдельную личность, даже если она очень большого исторического масштаба, и переносить этот отдельный опыт на весь человеческий род. Не получим мы точного результата и в том случае, если будем считать человечество единым целым, состоящим из индивидов, принципиально ничем не различающихся.

Существует только один реальный путь постижения природы человеческого интеллекта – попытаться проникнуть в тайны "мира" мужчин и в загадки "мира" женщин. И сделать это можно, но лишь досконально изучив стратегию и тактику выживания мужчин и женщин. Если удастся справиться с такой непростой задачей, мы наверняка сумеем понять, что такое наш интеллект и насколько можно ему доверять.

Итак, жизнь современных цивилизаций строится по "законам" мужского "мира" и мужчинам принадлежит в них ведущая роль. В этом мы убеждаемся каждый раз, когда видим по телевизору заседания правительства, международные встречи ведущих государственных лидеров или форумы представителей крупного бизнеса. А раз уж мужчины больше на виду, то проще начать с изучения их стратегии выживания (переходить к детальному рассмотрению тактики выживания можно лишь после ознакомления с женской стратегией выживания), да к тому же и созданием роботов увлечены в большей степени ученые-мужчины. Именно поэтому есть смысл уделить пристальное внимание "сильной половине" человечества, пока они не "наплодили" железных монстров по собственному "образу и подобию".

 

 

 

 

 

 

Мужское сообщество:
программная установка на объединение

 

Как известно, история человечества – это вереница войн, в которых и победа, и поражение принадлежат мужчинам. А еще великие мужи занимались строительством пирамид, городов и дорог, изучением земных, водных и небесных просторов, созданием шедевров архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и литературы. Женщины всегда были и остаются на вторых ролях. Что же в мужчинах есть такого, что история запомнила в основном их деяния и их имена?

Окружающие нас мужчины – это своего рода итог эволюции гоминид, отличавшихся от ближайших сородичей-обезьян в начале своего земного пути лишь хождением на двух ногах, и Природа не церемонилась с сильной половиной человечества в ходе длительного отбора. Остались только те, что прошли "кастинг", а остальные вымерли. Других мужчин нам никто не предоставит, так что будем довольствоваться тем, что есть. В известном выражении "Все мужики сво…" ключевое слово – "все". Действительно, все мужчины, на первый взгляд, в отличие от женщин очень похожи в своем поведении и потому более предсказуемы, а их стратегия выживания проявляется более зримо как в повседневной жизни, так и в историческом процессе. Мужчины хорошо понимают друг друга и оказывают всяческую поддержку своим собратьям. К женщинам сильный пол относится с осторожностью, так как считает их непредсказуемыми.

Высказывание о том, что женская логика есть отсутствие всякой логики, придумали мужчины, чтобы лишний раз доказать свое превосходство над слабым полом. Ах, если бы мужчины знали, как глубоко они заблуждаются! Женская логика связана с женской стратегией и тактикой выживания. Но не о них сейчас речь. Мы исследуем мужскую стратегию выживания, в которой, собственно, и заключается мужская логика.

Наша современная цивилизация сформировалась такой, какой мы ее знаем благодаря особенностям программы-диспетчера, которая управляет жизнью мужчин, посылая им через подсознание определенные команды. Одна из основных команд программы-диспетчера (условно можно назвать ее "свой – чужой") дает мужчинам установку на объединение в закрытые мужские сообщества. Такая программная установка в поведении мужчин выработалась в результате тысячелетних занятий мужского сообщества охотой, когда постоянно совершенствовались "отвечающие" за выживание программы. Охота сплачивала мужчин, поскольку занятие это было очень сложным и опасным с теми примитивными охотничьими орудиями, что были в распоряжении первобытных людей, и в одиночку справиться с крупным диким животным никто бы не смог.

Мы так привыкли к словосочетанию "мужская компания", что даже не задумываемся о его глубоком значении. В то же время выражения "женская компания" в нашем обиходе нет и быть не может, потому что женщины не склонны к созданию обособленных групп. Если мужчины любят собираться "своей компанией", то женщины – наоборот, предпочитают быть в компании с мужчинами. В связи с этим мужское и женское чувство одиночества имеет разное происхождение. Одиноким мужчина чувствует себя в том случае, если он лишен общения с представителями своего пола, а женщина считает себя одинокой, если нет рядом близкого человека только противоположного пола.

Наверно, в это непросто поверить, но мужчины более привязаны к кругу своих друзей, нежели к противоположному полу. По большому счету, мужчина держится за женскую юбку только в двух случаях: когда он еще не умеет ходить и когда уже начинает спотыкаться на ровном месте. В активный период своей жизни мужчина душой и сердцем принадлежит мужскому сообществу. Именно этим объясняется появление таких понятий, как мужская дружба, мужское братство и многое другое. Привязанность мужчин друг к другу может возникнуть по любому поводу: обучение в одном учебном заведении, участие в военных действиях, профессиональная принадлежность, общность интересов и т.п.

Английские клубы, масонские ложи и всякие тайные общества создаются по одной причине: мужчины стремятся объединиться, чтобы обрести уверенность в себе, почувствовать свою силу и свое высокое предназначение. Закрытость клуба или общества создает у его членов иллюзию превосходства над другими людьми (особенно над женщинами) и причастность к чему-то жизненно важному.

Эту особенность мужского "мира" известный немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Герман Гессе анализирует в своей повести "Паломничество в страну Востока". Повесть написана весьма замысловато, что придает ей загадочность и затрудняет понимание истинного смысла, но, несмотря на это, писатель заложил в свое литературное творение научные идеи. Если оставить в стороне фантазийную и символическую "красоту узора" этого удивительного шедевра, то остается чисто мужская история, отражающая, как зеркало, природу сильной половины человечества.

Главный герой повести, вместо имени которого даны инициалы Г. Г., что совпадает с именем самого автора, когда-то в молодости "имел счастье принадлежать к Братству" – сообществу мужчин со своей организацией, своим уставом и своими идейными лидерами, входившими в руководящий центр – "престол Высочайшего Присутствия". Как и положено закрытому обществу, новобранцы давали обет хранить "тайну Братства". Именно с Братством у героя связаны все лучшие воспоминания: в кругу "паломников" он пережил самые счастливые минуты в своей жизни.

Собственно, Братство, члены которого погрузились в прошлое человечества во время путешествия на Восток, изображенного в стиле "фэнтези", организовано по тому же принципу, что и человеческое общество, проделавшее путь из прошлого в настоящее. Современные мужчины "унаследовали" от своих предшественников как умение объединяться, так и преданность своим собратьям по организации. Повесть Г. Гессе "Паломничество в страну Востока" – красноречивое свидетельство тому, что по-другому жить мужчины просто не умеют. Ибо причастность к большому сообществу единомышленников, по мнению автора, меняет мироощущение мужчины, "поднимает маленького индивида выше его будничных возможностей и удесятеряет его силы"[4], а потеря связи с привычным кругом друзей и приятелей оборачивается для представителя сильной половины человечества неверием "в себя самого и в свои способности"[5], разочарованием, одиночеством и отчаянием на грани самоубийства. Все это переживает герой повести, в чью историю писатель, без сомнения, вложил свой жизненный опыт и знание природы Человека.

Весь духовный опыт человечества сводится в конечном итоге к постижению стратегии и тактики выживания собственного вида Homo Sapiens. Ведь известные всему христианскому миру десять библейских заповедей – не что иное, как десять правил тактики выживания, принятых в древнем обществе и поныне не утративших свою актуальность. Можно взять любой литературный памятник древности или современное художественное произведение и проследить, как поступки героев связаны с программами выживания, характерными для их полов. Большинство авторов создают художественные образы, интуитивно подбирая для них разные стратегии и тактики выживания в зависимости от того, к какому полу принадлежит герой и каким он должен быть – положительным или отрицательным. Чем острее борьба между положительными героями и отрицательными персонажами, тем с большим интересом читатели воспринимают произведение, потому что им так проще отличить добро от зла, т.е. понять, какая тактика выживания ведет к успеху, а какая – к поражению. Только Адам и Ева, жившие в райском саду, могли обходиться без стратегии и тактики выживания, поэтому им незачем было знать, что добро символизирует одобряемую обществом тактику выживания, а зло – это символ запретной тактики выживания. Нам же, людям, обитающим на грешной земле, такие знания необходимы для того, чтобы в поисках верного пути чужие ценности не превращать в собственные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иерархичность – свойство мужского сообщества

 

Желание мужчин всегда чувствовать локоть друга и находиться под покровительством группы собратьев свидетельствует о том, что мужское начало заключается прежде всего в коллективизме. Правда, физическая сила в мужском "мире" играет ничуть не меньшую роль, чем хваленые мужские сплоченность и организованность, и отнюдь не только на войне, но и в мирное время, несмотря на то, что в современной цивилизации мускульная мощь успешно заменяется механизмами, а умственные навыки ценятся выше физических способностей. У физической силы мужчин было и остается одно очень важное назначение – определять лидеров, бойцов и изгоев, так как "мужская дружба" и "мужская солидарность" вовсе не предполагают равенства в мужском сообществе.

Руководимые своей программой-диспетчером все члены мужского сообщества не только объединяются в группы, но и, подчиняясь следующей команде, известной нам по остроумному выражению из современного фольклора "я – начальник, ты – …", формируют в них иерархическую структуру. Слово иерархия, означающее "расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему", в последнее время стало часто произноситься нашими ведущими политическими деятелями – и не случайно. Мужчины, независимо от их социального происхождения, образования и общественного положения, интуитивно всегда стремятся объединиться в иерархическую систему и на уровне отдельной группы, и в масштабе всего государства. Зародилась столь крепкая "привязанность" к иерархии у представителей мужского пола в те времена, когда главным занятием мужчин была все та же охота. Первобытные люди умели изготавливать лишь примитивные охотничьи орудия, и потому успех охоты зависел от слаженных и точных совместных действий большого мужского коллектива. Естественно, что самые опытные и сильные члены сообщества руководили охотничьим промыслом, распределяя роли между всеми членами коллектива в соответствии с их возможностями.

Конечно, иерархия в качестве организации группы возникла в жизни наших далеких предков задолго до того, как они свою "вегетарианскую диету" стали дополнять мясом диких животных и начали охотиться. Но раньше это была борьба за место вожака в стае, что позволяло оставлять потомство. Такое поведение наблюдается у многих видов современных животных. Иерархия в сообществах охотников существенно отличалась от иерархии в группах людей, добывавших пищу одним лишь собирательством. Статус члена охотничьего коллектива зависел не только от физической силы: жизненный опыт, способность к обучению, организаторские навыки и другие таланты – вот что приобретало немаловажное значение. Можно сказать, что иерархия охотников держалась не только на страхе перед силой, но и на чувстве, которого нет в мире животных, – на уважении к умудренным жизненным опытом старшим сородичам. Мужчины уходили на промысел иногда на длительное время, и потому у них складывались свои правила общежития, возникали охотничьи ритуалы, превратившие тактику выживания собирателей в тактику выживания охотников, которая устарела в более поздние времена в связи с возникновением земледелия и скотоводства. До наших дней она дошла в виде старинных традиций и обрядов, а ритуальные действия, потеряв свое начальное значение, стали народными играми и танцами. Кроме того, первобытные охотники научились развлекать себя, сидя по вечерам у костра, рассказами о различных приключениях. Так зародился древний эпос. Совместная охота на диких животных вынудила мужчин подчиняться иерархии не только ради добычи или продолжения рода, но и для сохранения самого мужского коллектива, обеспечивающего возможность творческой самореализации, и достижения высокого статуса в мужском сообществе. Во времена охоты и собирательства мужчина не играл главной роли в семье, поэтому почувствовать свою важность мог лишь в кругу своих собратьев-охотников. Именно иерархичность общежития, возникшая в ох

Бесплатный хостинг uCoz